Программа составлена на основе: Примерных программ подготовки и переподготовки водителей АМТС.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа специального цикла учебного предмета «Вождение транспортных средств категории "B"(с механической трансмиссией)» предназначена для реализации требований примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки РФ от 26.12.2013г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», зарегистрирован в Минюсте России от 09.07.2014г. № 33026. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).

Содержание Рабочей программы специального цикла учебного предмета «Вождение транспортных средств категории "B"(с механической трансмиссией)» представлено пояснительной запиской, общей характеристикой предмета, тематическим планом, содержанием предмета с распределением учебных часов по разделам и темам,  условиями реализации предмета, промежуточной и итоговой аттестациями, планируемые результаты освоения предмета, учебно-информационными источниками.

Учебный предмет  «Вождение транспортных средств категории "B"(с механической трансмиссией)» проводится вне сетки учебного времени и состоит из двух разделов, курс рассчитан на 56 часов.

Занятия по практическому вождению автомобиля проводятся на учебном автодроме и в реальных дорожных условиях. Для обучения вождению используется учебная литература, методические разработки, а также компьютерные технологии.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА:

Целью изучения учебного предмета «Вождение транспортных средств категории "B" (с механической трансмиссией)*» является обучение безопасным приемам вождения автомобиля в реальных дорожных условиях,  применение полученных теоретических знаний на практике.

            Задачи учебного предмета:

1.Научить безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) с механической трансмиссией в различных условиях движения;

2.Соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств) с механической трансмиссией.

3.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

                                                                                          Таблица 20.

Наименование разделов и тем

Количество часов практического обучения

Раздел 1.Первоначальное обучение вождению

Тема 1. Посадка, действия органами управления *

2

Тема 2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя

2

Тема 3. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения

4

Тема 4. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода

2

Тема 5. Движение задним ходом

1

Тема 6. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование

7

Тема 7. Движение с прицепом **

6

Итого по разделу

24

Раздел 2. Обучение вождению в условиях дорожного движения

Тема 1. Вождение по учебным маршрутам ***

32

Итого по разделу

32

Итого

56

 

Примечание:

*Обучение проводится на учебном транспортном средстве и (или) тренажере.

**Обучение проводится по желанию обучающегося. Часы могут распределяться на изучение других тем по разделу. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

***Для обучения вождению в условиях дорожного движения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, утверждаются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Первоначальное обучение вождению.

Тема 1. Посадка, действия органами управления.

Первоначальное  занятие проводится на неподвижном автомобиле, только на закрытой площадке или автодроме. Особое внимание мастером производственного обучения уделяется посадке за рулем автомобиля, (регулировка положения сиденья и зеркал заднего вида, пристегивание, ремнем безопасности) подчеркивая, что неправильная посадка быстро утомляет, снижает внимание, а правильное положение водителя обеспечивает хорошую обзорность, удобство и быстроту в пользовании органами управления во время движения автомобиля. Инструктор п/в знакомит учащихся с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, называя и показывая каждый прибор, рычаг, педаль, кнопку, кратко объясняет их назначение и демонстрирует приемы пользования ими. Действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.-2ч.

Тема 2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.

Показать, как готовить двигатель к пуску, научить пользоваться стартером, плавно трогать автомобиль с места, вести по прямой, останавливать, своевременно и бесшумно переключать передачи в восходящем и нисходящем порядке, выключение двигателя. Действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя. В процессе обучения обращают внимание учащихся на соблюдение ими правил безопасности при трогании с места и остановки автомобиля.-2ч.

Тема 3. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения. Одной из задач данного упражнения является, добиться от учащихся уверенного и точного вождения по прямой без характерного «виляния автомобиля» во время переключения передач, а также не срезали углы при поворотах налево, а при поворотах направо не наезжали задними колесами на тротуар.-4ч.

Тема 4. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода. Обучая поворотам, следим за выполнением учащимися правил безопасности: сигнализация о повороте, снижение скорости, своевременный переход на низшую передачу, пропуск транспортных средств, движущихся в прямом и поперечных направлениях.-2ч.

Тема 5. Движение задним ходом.

Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, а также объезд препятствий задним ходом.-1ч.

Тема 6. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево. Въезд и выезд из ворот требует от учащихся правильного расчета, умения сравнить габариты автомобиля и ворот, поэтому тщательно объясняют и демонстрируют приемы въезда и выезда, предварительно показывая виды маневрирования на схеме. Проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве. Инструктор п/в объясняет, что при проезде «змейки» и развороте зависит от трех моментов: быстроты поворота рулевого колеса, плавного движения автомобиля на низшей передаче, быстрого поворота рулевого колеса в обратную сторону. Движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске. Особое внимание при трогании на подъеме следует уделять: оборотам двигателя, пользованию ручным тормозом, педалями сцепления и тормоза. Постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части. При выполнении данного упражнения особое внимание уделяем своевременному выкручиванию руля, одновременно при медленном движении задним ходом и постановки автомобиля за прерывистой линией. Въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Перед  тем   как  начать  движение, желательно нарисовать и рассмотреть  схему движения. Особое внимание обращая на момент начала вращения рулевого колеса.

Выполнение упражнения производится в следующей последовательности:

из исходного  положения начиная движение задним ходом с наблюдением за траекторией движения через заднее стекло; двигаясь медленно, за счет неполного включения сцепления; педаль сцепления до конца не отпуская, обеспечивая медленное движение; когда ваш автомобиль окажется в положении под углом в 45° к исходному положению и правую стойку вы будете видеть через заднее боковое стекло, начинаете вращать рулевое колесо в противоположную сторону; выравниваете автомобиль по центру «бокса» так, чтобы он входил строго по прямой.

Любое подруливание недопустимо, так как при движении задним ходом траектория движения задних и передних колес разная и происходит значительное уширение полосы движения. -7ч.

Тема 7. Движение с прицепом

Особенности движения автомобиля с прицепом, зависит не только от управляющих действий водителя, но и еще от влияния его звеньев друг на друга (автомобиль-прицеп). Причем, как правило, одновременно возникают и взаимодействуют несколько факторов:

- динамические характеристики ниже из-за большей массы и возросшего сопротивления движению;

-  габаритный коридор больше;

- движение задним ходом затруднено из-за ограниченной обзорности и склонности прицепа к резкому изменению траектории движения;

- управляемость и устойчивость хуже.

Движение с прицепом: сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление; движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево; въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Трогаясь с места задним ходом при въезде в бокс необходимо повернуть управляемые колеса машины в сторону, противоположную повороту – «сломать» автопоезд. Продолжая движение, вращать рулевое колесо в сторону поворота до тех пор, пока автопоезд не начнет ехать по выбранной траектории. Когда прицеп займет нужное положение, вращать руль обратно, чтобы выровнять состав.

Особое внимание надо обращать на надежность и прочность сцепки и страховки прицепа с автомобилем.-6ч.

Раздел 2. Обучение в условиях дорожного движения.

Тема 1. Вождение по учебным маршрутам.

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта; движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).

При выполнении указанных упражнений, особое внимание учащихся обращается на правила вождения автомобиля по улицам населенного пункта с оживленным движением, на действие водителя: при проезде перекрестка, определение расстояния до приближающего транспортного средства, выдерживание дистанции, определение скорости приближающего транспортного средства, определение времени для проезда, оценка перекрестка. Необходимость и целесообразность перестроения. Действие по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения, в строгом соответствии с правилами дорожного движения и по заранее разработанному маршруту.-32ч.

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА

Первоначальное обучение вождению транспортных средств  проводится на автодроме мастерами производственного обучения, индивидуально с каждым обучающимся, в соответствии с графиком очередности обучения вождению.

Все мастера производственного обучения автошколы имеют соответствующее образование и водительское удостоверение, регулярно проходят курсы повышения квалификации (не реже, чем один раз в три года).

 

Сведения о мастерах производственного обучения

                                                                                                                   Таблица 21.

Ф.И.О.

Учебный предмет

Документ об

образовании

Стаж работы

Удостоверение о повышении квалификации (не реже, чем один раз в три года)

Оформлен в соответствии с трудовым законодательством (состоит в штате или иное)

общий

педагогический

Загоруйко Александр Анатольевич

 

 

Вождение

 

транспортных

 

средств

 

категории "B"

 

 

механической

 

трансмиссией)

среднее

Я №180585

от 26.06.1982.

Полойская ср.школа

29

9

рег.№ 1045

от 13.09.2014г.

ФГБОУ ВПО «НГАУ»

штатный

Лапин Сергей Алексеевич

начальное

 

37

11

рег.№ 1983

от 22.10.2011

ФГБОУ ВПО «НГАУ»

штатный

Турьев Анатолий Геннадьевич

ср.проф.

Б № 008685

от 11.07.1982г.

Лобинское СС ПТУ-10

29

11

рег.№ 1В 001225

от 07.09.2013

ФГБОУ ВПО

«НГАУ»

штатный

Максимов Виктор Александрович

среднее

Ш № 007324

от 13.06.1980г.

Краснозерская веч.школа

37

15

рег.№ 001174

от 07.09.2013

ФГБОУ ВПО

«НГАУ»

штатный

Шумихин Виталий Александрович

ср.проф

Б № 008597

от 26.06.1991г.

ПТУ-80

5

1

рег.№ 1062

от 13.09.2014г.

ФГБОУ ВПО «НГАУ»

штатный

 

Материально-технические условия:

1.Учебный автодром автошколы площадью 0,5 га в собственности, имеет установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения. Все учебные элементы (горка, «змейка», «бокс», параллельная парковка, габаритный дворик, железнодорожный переезд, пешеходные переходы, регулируемый перекресток) имеют асфальтное покрытие, что позволяет круглогодичное функционирование. Имеется два наклонных участка (14 % уклона относительно поверхности автодрома), один с асфальтированным покрытием, другой выполнен из железобетона, что позволяет увеличить пропускную способность автодрома.

Все элементы автодрома выполнены стационарно, имея металлическую конструкцию и их поперечный уклон обеспечивает водоотвод с их поверхности.

Автодром, кроме того, оборудован средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Автошкола имеет разработанные и утвержденные, в соответствии с требованиями, учебные маршруты, с малой и большой интенсивностью движения, как в р.п. Краснозерское, так и по г. Карасук. Все маршруты имеют возможность выполнения кандидатами в водители следующих заданий: проезд регулируемого перекрестка, проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог, проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог; проезд через железнодорожные пути; левые, правые повороты и разворот на перекрестках, перестроение на участке дороги, имеющий две или более полос для движения в одном направлении; обгон, движение с максимально разрешенной скоростью, проезд пешеходных переходов и остановок, маршрутных ТС; торможение и остановка при движении на различных скоростях.

2. Автошкола имеет 6 учебных механических транспортных средств категории «В», оборудованных и зарегистрированных в установленном порядке и один прицеп.

Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:

;           6 = (10584 х 189 / 36 х 24,5 х 12) + 1

где Nтс - количество автотранспортных средств;

Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;

К - количество обучающихся в год;

t - время работы одного учебного транспортного средства;

24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;

12 - количество рабочих месяцев в году;

1 - количество резервных учебных транспортных средств.

 

Механические транспортные средства, используемые для обучения вождению,  оборудованы дополнительными педалями привода сцепления и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).

Организация проведения занятий по практическому вождению состоит из:

- организационной части: проверка наличия книжки по вождению, визуальное определение состояния учащегося, форма одежды;

- вводный инструктаж состоит из сообщения темы и цели урока, перечисления очередности операций при выполнении того или иного упражнения;

- формирование умений и навыков: показать обучающемуся весь комплекс упражнения в три этапа: в нормальном рабочем темпе, в замедленном с пояснением и снова в нормальном рабочем темпе, далее предложить обучающемуся повторить комплекс упражнений и делать это до тех пор пока обучающийся не усвоит данное упражнение;

- заключительный этап: выяснить какие трудовые действия вызывали у обучающегося особые затруднения, провести разбор урока и указать на недостатки, выставить оценку в книжке по вождению.

            6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Промежуточная аттестация по предмету вождение ТС проводится мастерами практического вождения в виде 4 контрольных проверок, с занесением результатов в индивидуальные книжки по вождению. Для проведения итоговой аттестации в автошколе создана аттестационная комиссия, во главе с руководителем и членами комиссии из числа преподавателей и мастеров производственного обучения. К практическому экзамену по вождению допускаются учащиеся, сдавшие теоретический экзамен. Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории "B" на автодроме.  На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории "B" в условиях дорожного движения.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.

7.    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

По итогам освоения предмета слушатель должен знать:

- правила дорожного движения;

- основы безопасного управления транспортными средствами;

- цели и задачи управления системами  «водитель – автомобиль – дорога» и «водитель – автомобиль»;

- особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

- способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

- основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

- основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

- проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;

Уметь:

- безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;

- соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);

- выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;

- информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;

- использовать зеркала заднего вида при маневрировании;

- прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);

- своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

По итогам освоения предмета слушатель должен в совершенстве владеть органами управления автотранспортного средства.

 

8.    УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1.                  Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения. – М.: Мир автокниг, 2008г.;

2.                  Сборник нормативно-правовых документов по обеспечению безопасности дорожного движения: Водитель, автомобиль, дорога: Том 1. Водитель / (В.Д. Кондратьев, Б.М.Савин, А.М.Сторожев. – М . : Автополис-плюс, 2007г.);

3..Ваганов В.И., Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств Москва, «Транспорт», 1990 г.;

4. Назаров Г. Самоучитель по вождению автомобиля Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.;

5. Яковлев В.Ф. Учебник по вождению легкового автомобиля Москва, «Третий Рим», 2012       г. (комплект – 2 шт.);

6. Шельмин Е. Курс вождения автомобиля Санкт-Петербург, «Питер», 2013 г.

 

 

ООО Старт

Навигация по сайту


Локальные АКТЫ


Документы


Образование


Органы управления


Материально техническое обеспечение


Услуги


Финансово хозяйственная деятельность


Выполнение упражнений на автодроме