Программа составлена на основе: Примерных программ подготовки и переподготовки водителей АМТС.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа базового цикла учебного предмета «Основы управления транспортными средствами» предназначена для реализации требований примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании Правил разработки рабочих программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816), Приказ Минобрнауки РФ от 26.12.2013г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», зарегистрирован в Минюсте России от 09.07.2014г. № 33026. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).

Содержание Рабочей программы базового цикла учебного предмета «Основы управления транспортными средствами» представлено пояснительной запиской, общей характеристикой предмета, тематическим планом, содержанием предмета с распределением учебных часов по разделам и темам,  условиями реализации предмета, системой оценки результатов освоения предмета, планируемые результаты освоения предмета, учебно-информационными источниками.

Учебный предмет «Основы управления транспортными средствами» состоит из одного раздела, курс рассчитан на 14 часов, в том числе 12 часов теоретические и 2 часа практические занятия. На занятиях обучающиеся знакомятся с основными понятиями и терминами: техника пользования органами управления автомобилем, разбор дорожно-транспортных происшествий, эксплуатационные показатели автомобиля, профессиональная надежность водителя, дорожные условия.

Занятия по учебной дисциплине проводятся в учебном классе. В ходе изучения применяются учебная литература, комплекты плакатов, а также компьютерные технологии.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Целью изучения учебного предмета " Основы управления транспортными средствами " является изучение основных процессов, определяющих качественное и безопасное управление автомобилем в различных дорожных ситуациях. В процессе движения, водитель должен воспринимать большое количество информации, анализировать ее и принимать правильное решение.

Задачи предмета:

  1. Научить учащихся правильно пользоваться органами управления
  2. Научить вождению автомобиля в сложных дорожных условиях

 

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

                                                                                                                                       Таблица 8.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Тема 1. Дорожное движение

2

2

-

Тема 2. Профессиональная надежность водителя

2

2

-

Тема 3. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления

2

2

-

Тема 4. Дорожные условия и безопасность движения

4

2

2

Тема 5. Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством

2

2

-

Тема 6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения

2

2

-

Итого

14

12

2

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Тема 1. Дорожное движение.

Водителю за одну минуту при средней интенсивности движения приходится принимать от 25 до 30 решений, поэтому водитель должен постоянно следить за дорожной ситуацией, постоянно прогнозировать действия других участников движения и хорошо владеть правилами пользования органами управления.

Дорожное движение: как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели качества функционирования системы; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель-автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях и при участии в дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности дороги; причины возникновения заторов.-2ч.

Тема 2. Профессиональная надежность водителя.

Профессиональная надежность водителя: понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями; сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.-2ч.

Тема 3. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления.

Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления: силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию; деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода; гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства; устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства; влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.-2ч.

Тема 4. Дорожные условия и безопасность движения.

Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. Решение ситуационных задач.-4ч.

Тема 5. Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством.

Начинающий водитель должен два года обозначать свой автомобиль опознавательным знаком. Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством: влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.-2ч.

Тема 6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения.

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.-2ч.

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА

Занятия по учебному предмету базового цикла «Основы управления транспортными средствами» проводятся в Учебном пункте ООО «Старт», по адресу Новосибирская область, р.п. Краснозерское, улица Панарина 25.

Педагогические работники, реализующие учебный предмет, удовлетворяют квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и профессиональных стандартах.

СВЕДЕНИЯ

о преподавателях учебного предмета

Таблица 9.

Ф.И.О.

Учебный предмет

Документ о высшем или среднем профессиональном образовании по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо о высшем или среднем профессиональном образовании и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности [1]

Удостоверение о повышении квалификации (не реже, чем один раз в три года)[2]

Оформлен в соответствии с трудовым законодательством (состоит в штате или иное)

Кедик Александр Иннокентьевич

 

 

 

 

Основы

 

 

 

управления

 

 

 

 

ТС

 

 

Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт, 1973, инженер - механик

1В 002960

от 13.09.2014г.

ФГ БОУ ВПО «НГАУ»

штатный

Писяч Валерий Константинович

НГАУ,1994. Инженер-преподаватель

1В 002965

от 13.09.2014г.

ФГ БОУ ВПО «НГАУ»

штатный

Рудов Сергей Анатольевич

НСХИ, 1988г., инженер-преподаватель с/х дисциплин

1В 002981

от 13.09.2014г.

ФГ БОУ ВПО «НГАУ»

совместитель

 

Наполняемость учебной группы не превышает 30 человек. Количество посадочных мест в классе 32. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут).

Перечень учебного оборудования

                                                                                                                                                   Таблица 10.

Наименование учебного оборудования

Единица

измерения

Кол-во

 

Оборудование и технические средства обучения

 

Детское удерживающее устройство

комплект

1

Гибкое связующее звено (буксировочный трос)

комплект

1

Тягово-сцепное устройство

комплект

1

Компьютер с соответствующим программным обеспечением

комплект

2

Мультимедийный проектор

комплект

1

Экран

комплект

1

 

Учебно-наглядные пособия[3]

 

Основы управления транспортными средствами

 

Сложные дорожные условия

шт

1

Виды и причины ДТП

шт

1

Типичные опасные ситуации

шт

1

Сложные метеоусловия

шт

1

Движение в темное время суток

шт

1

Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя

шт

1

Способы торможения

шт

1

Тормозной и остановочный путь

шт

1

Действия водителя в критических ситуациях

шт

1

Силы, действующие на транспортное средств

шт

1

Управление автомобилем в нештатных ситуациях

шт

1

Профессиональная надежность водителя

шт

1

Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения в процессе управления транспортным средством

шт

1

Влияние дорожных условий на безопасность движения

шт

1

Безопасное прохождение поворотов

шт

1

Безопасность пассажиров транспортных средств

шт

1

Безопасность пешеходов и велосипедистов

шт

1

Типичные ошибки пешеходов

шт

1

Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД

шт

1

 

Подготовка или переподготовка водителей осуществляется в очной (дневной, вечерней) форме обучения.

6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

При закреплении пройденного материала на каждом занятии проводится текущий контроль учащихся. Основной упор делается на то, чтобы учащиеся приобретали не только фактические знания и умения, но и необходимые интеллектуальные умения, т.е. анализировали, сравнивали, а самое главное, полученные знания применяли на практике. Формой аттестации учебного предмета «Основы управления транспортными средствами» является зачет.

При проведении теоретического этапа промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится по контрольным вопросам, в виде потемного теста.

 

Перечень вопросов:

  1. Остановочный и тормозной путь
  2. Как изменяется тормозной путь при увеличении скорости движения и при движении с прицепом
  3. Правила пользования педалью муфты сцепления
  4. Правила торможения на грани блокировки колес
  5. Правила пользования рулевым колесом
  6. Из чего складывается надежность водителя
  7. От чего зависит устойчивость автомобиля
  8. Правила преодоления водных преград
  9. Из какого расчета выбирается скоростной режим
  10. Что должен знать и уметь начинающий водитель

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

По итогам аттестации слушатель должен знать:

- основы управления транспортными средствами и безопасности движения

            Уметь:

- управлять автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях;

- уверенно действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать ДТП.

            В результате освоения предмета, слушатель должен овладеть правильным пользование органами управления, а также вождением автомобиля в сложных дорожных условиях

8. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Советов Министров – Правительство Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения»).

2. Экзаменационные билеты категории «В»

3. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учеб. Для вузов. М.: Транспорт, 1993

4. Илларионов В.А., Куперман А.И., Мишурин В.М. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем. 5-е изд., перераб. М.: Транспорт, 1998

5. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учеб. Водителя автотранспортных средств

6. Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990.

7. Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ № Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

8. Цыганков Э.С. Золотые правила безопасного вождения. М.: Эксмо, 2007

9. Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения. – М.: Мир автокниг, 2008г.;

10. Сборник нормативно-правовых документов по обеспечению безопасности дорожного движения: Водитель, автомобиль, дорога: Том 1. Водитель / (В.Д. Кондратьев, Б.М.Савин, А.М.Сторожев. – М . : Автополис-плюс, 2007г.);

11. Ваганов В.И., Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств Москва, «Транспорт», 1990 г.;

12. Назаров Г. Самоучитель по вождению автомобиля Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.;

13. Яковлев В.Ф. Учебник по вождению легкового автомобиля Москва, «Третий Рим», 2012 г. (комплект – 2 шт.);

14. Шельмин Е. Курс вождения автомобиля Санкт-Петербург, «Питер», 2013 г.

15. сеть интернет, плакаты, стенды, видеофильмы, мультимедийные слайды

 



[1] Раздел 3 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 п.

[2] Подпункт 2) пункта 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 1 июля 2013г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

 

[3]Учебно-наглядные пособия (табл.) по учебному предмету представлены в виде плакатов, мультимедийных слайдов, в виде учебной литературы.

 

ООО Старт

Навигация по сайту


Локальные АКТЫ


Документы


Образование


Органы управления


Материально техническое обеспечение


Услуги


Финансово хозяйственная деятельность


Выполнение упражнений на автодроме