Программа составлена на основе: Примерных программ подготовки и переподготовки водителей АМТС.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа базового цикла учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» предназначена для реализации требований примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки РФ от 26.12.2013г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», зарегистрирован в Минюсте России от 09.07.2014г. № 33026. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).

Содержание Рабочей программы базового цикла учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» представлено пояснительной запиской, общей характеристикой предмета, тематическим планом, содержанием предмета с распределением учебных часов по разделам и темам,  условиями реализации предмета, системой оценки результатов освоения предмета, планируемые результаты освоения предмета, учебно-информационными источниками.

Учебный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя» состоит из одного раздела, курс рассчитан на 12 часов, в том числе 8 часов теоретические и 4 часа практические занятия.

Занятия по учебной дисциплине проводятся в учебном классе. В ходе изучения используются компьютерные технологии, на занятиях обучающиеся знакомятся с основными понятиями и терминами: профессиональная надежность водителя, основы психофизиологии труда водителя, этика водителя.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Целью изучения учебного предмета " Психофизиологические основы деятельности водителя " является приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, первичных навыков профилактики конфликтов и общению в условиях конфликтов, а также целенаправленное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

Задачи предмета:

1.Формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;

2.Обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своим состоянием  и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);

3.Создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.

 

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

                                                                                                            Таблица 5.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки

2

2

-

Тема 2. Этические основы деятельности водителя

2

2

-

Тема 3. Основы эффективного общения

2

2

-

Тема 4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов

2

2

-

Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум)

4

-

4

Итого

12

8

4

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Тема1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки.

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.-2ч.

Тема 2. Этические основы деятельности водителя.

Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки. Нужно помнить, что безопасное движение требует сотрудничества между водителями, вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, и машину он водит лучше, потому что расслаблен и уверен в себе.-2ч.

Тема 3. Основы эффективного общения.

Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.-2ч.

Тема 4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов .

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.-2ч.

Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум).

Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. Психологический практикум.-4ч.

 

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА

Занятия по учебному предмету базового цикла «Психофизиологические основы деятельности водителя» проводятся в Учебном пункте ООО «Старт», по адресу Новосибирская область, р.п. Краснозерское, улица Панарина 25.

Педагогический работник, реализующий учебный предмет, удовлетворяет квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и профессиональных стандартах.

 

СВЕДЕНИЯ

о преподавателе учебного предмета

                                                                                                                                     Таблица 6.

Ф.И.О.

Учебный предмет

Документ о высшем или среднем профессиональном образовании по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо о высшем или среднем профессиональном образовании и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности [1]

Удостоверение о повышении квалификации (не реже, чем один раз в три года)[2]

Оформлен в соответствии с трудовым законодательством (состоит в штате или иное)

Рубцова Анна  Валерьевна

Психофизиологические основы деятельности водителя

НГПУ, 2010г., психолог, преподаватель психологии, клинический психолог.

-

совместитель

 

Наполняемость учебной группы не превышает 30 человек. Количество посадочных мест в классе 32. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут).

Перечень учебного оборудования

                                                                                                                                               Таблица 7.

Наименование учебного оборудования

Единица

измерения

Кол-во

 

Оборудование и технические средства обучения

 

Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (АПК)

комплект

1

Компьютер с соответствующим программным обеспечением

комплект

2

Мультимедийный проектор

комплект

1

Экран

комплект

1

 

Учебно-наглядные пособия[3]

Психофизиологические особенности деятельности водителя

шт

1

Воздействие на поведение водителя психотропных, наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов

шт

шт

Конфликтные ситуации в дорожном движении

шт

шт

Факторы риска при вождении автомобиля

шт

шт

 

Подготовка или переподготовка водителей осуществляется в очной (дневной, вечерней) форме обучения.

6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

         При закреплении пройденного материала на каждом занятии проводится текущий контроль учащихся, который осуществляется преподавателем в процессе проведения устных опросов, тестирования, а также выполнения практических заданий. Основной упор делается на то, чтобы учащиеся приобретали не только фактические знания и умения, но и необходимые интеллектуальные умения, т.е. анализировали, сравнивали, а самое главное, полученные знания применяли на практике.

Формой аттестации учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» является зачет. Решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта; контроль знаний (за счет времени отведенного на предмет) при проведении теоретического этапа промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится по контрольным вопросам, в виде потемного теста.

 

Перечень вопросов:

 

1. Что такое психические процессы

 

2. Раскройте понятие риска и его роли в принятии решений при управлении автотранспортным средством

 

3. В чем состоит роль психомоторики в приобретении двигательного навыка

 

4. Раскройте понятие «надежность водителя»

5. Дайте характеристику работоспособности

6. Дайте характеристику вклада эмоций в безопасное управление автотранспортным средством

7. Охарактеризуйте мотивацию безопасного вождения и ее формирование в процессе подготовки водителей автотранспортным средством

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

            По итогам аттестации слушатель должен знать:

- психологические основы совместимости людей;

- психологические основы безопасного управления транспортным средством;

- психические процессы и состояния;

- психофизиологические особенности обучающихся различных возрастов.

 

            Уметь:

- применять различные формы и методы обучения, учитывая психофизиологические особенности обучающихся различных возрастов;

- управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других, конструктивно разрешать межличностные конфликты.

            В результате освоения предмета, слушатель должен овладеть минимумом систематических знаний об основных психических процессах и свойствах личности.

 

8. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Литература:

  1. Рожков Л.Б., Найдина И.В. Психологические основы безопасного управления транспортным средством. М.: ООО «Издательский Дом «Автопросвещение», 2012
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008
  3. Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990.
  4. Денисова Ю.В. «Психологические основы безопасного управления транспортными средствами». – М., МААШ.
  5. Шувалова С.А. «Психологическая подготовка водителя».  – Ростов н/Д., 2007 г.
  6. сеть интернет, мультимедийные слайды.

 



[1] Раздел 3 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 п.

[2] Подпункт 2) пункта 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 1 июля 2013г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

[3]Учебно-наглядные пособия (табл.) по учебному предмету представлены в виде мультимедийных слайдов, находящихся на CD диске.

 

ООО Старт

Навигация по сайту


Локальные АКТЫ


Документы


Образование


Органы управления


Материально техническое обеспечение


Услуги


Финансово хозяйственная деятельность


Выполнение упражнений на автодроме