Программа составлена на основе: Примерных программ подготовки и переподготовки водителей АМТС.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа специального цикла учебного предмета «Вождение транспортных средств категории "B"(с механической трансмиссией)» предназначена для реализации требований примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021, N 49, ст. 8153) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) (далее - Федеральный закон об образовании), пунктом 2 Правил разработки рабочих программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, № 52, ст. 8305), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59784), Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090 (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993г, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства РФ, 2021, № 2, ст. 465) (далее - Правила дорожного движения). Приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», зарегистрирован в Минюсте России от 10.03.2022г. № 67672.

, Целью изучения учебного предмета «Вождение транспортных средств категории "B" (с механической трансмиссией)» является обучение безопасным приемам вождения автомобиля в реальных дорожных условиях,  применение полученных теоретических знаний на практике.

    Задачи учебного предмета:

1.Научить безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) с механической трансмиссией в различных условиях движения;

2.Соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств) с механической трансмиссией.

Содержание Рабочей программы специального цикла учебного предмета «Вождение транспортных средств категории "B"(с механической трансмиссией)» представлено пояснительной запиской, общей характеристикой предмета, тематическим планом, содержанием предмета с распределением учебных часов по разделам и темам,  условиями реализации предмета, промежуточной и итоговой аттестациями, планируемые результаты освоения предмета, учебно-информационными источниками.

Учебный предмет  «Вождение транспортных средств категории "B"(с механической трансмиссией)» проводится вне сетки учебного времени и состоит из двух разделов, курс рассчитан на 57 часов, из которых 56 часов практического обучения, 1 час промежуточной аттестации. Занятия по практическому вождению автомобиля проводятся на учебном автодроме и в реальных дорожных условиях. Для обучения вождению используется учебная литература, методические разработки, а также компьютерные технологии.

По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.

 

2.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

                                                                                                                                       Таблица 15.

Наименование разделов и тем

Количество часов практического обучения

Раздел 1.Первоначальное обучение вождению

Тема 1. Посадка, действия органами управления *

2

Тема 2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя

2

Тема 3. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения

2

Тема 4. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода

2

Тема 5. Движение задним ходом

2

Тема 6. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование

6

Тема 7. Движение с прицепом **

2

Промежуточная аттестация

1

Итого по разделу

19

Раздел 2. Обучение вождению в условиях дорожного движения

Тема 1. Вождение по учебным маршрутам ***

38

Итого по разделу

38

Итого

57

 

Примечание:

*Обучение проводится на учебном транспортном средстве.

**Обучение проводится по желанию обучающегося. Часы могут распределяться на изучение других тем по разделу. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

***Для обучения вождению в условиях дорожного движения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, утверждаются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Первоначальное обучение вождению.

Тема 1. Посадка, действия органами управления.

Первоначальное  занятие проводится на неподвижном автомобиле, только на закрытой площадке или автодроме. Особое внимание мастером производственного обучения уделяется посадке за рулем автомобиля, (регулировка положения сиденья и зеркал заднего вида, пристегивание, ремнем безопасности) подчеркивая, что неправильная посадка быстро утомляет, снижает внимание, а правильное положение водителя обеспечивает хорошую обзорность, удобство и быстроту в пользовании органами управления во время движения автомобиля, знакомит учащихся с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, называя и показывая каждый прибор, рычаг, педаль, кнопку, кратко объясняет их назначение и демонстрирует приемы пользования ими. Действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.-2ч.(практическое занятие)

Тема 2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.

Показать, как готовить двигатель к пуску, научить пользоваться стартером, плавно трогать автомобиль с места, вести по прямой, останавливать, своевременно и бесшумно переключать передачи в восходящем и нисходящем порядке, выключение двигателя. Действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя. В процессе обучения обращают внимание учащихся на соблюдение ими правил безопасности при трогании с места и остановки автомобиля.-2ч. (практическое занятие)

Тема 3. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения. Одной из задач данного упражнения является, добиться от учащихся уверенного и точного вождения по прямой без характерного «виляния автомобиля» во время переключения передач, а также не срезали углы при поворотах налево, а при поворотах направо не наезжали задними колесами на тротуар.- 2ч. (практическое занятие)

Тема 4. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода. Обучая поворотам, следим за выполнением учащимися правил безопасности: сигнализация о повороте, снижение скорости, своевременный переход на низшую передачу, пропуск транспортных средств, движущихся в прямом и поперечных направлениях.-2ч. (практическое занятие)

Тема 5. Движение задним ходом.

Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, а также объезд препятствий задним ходом.-2ч. (практическое занятие)

Тема 6. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево. Въезд и выезд из ворот требует от учащихся правильного расчета, умения сравнить габариты автомобиля и ворот, поэтому тщательно объясняют и демонстрируют приемы въезда и выезда, предварительно показывая виды маневрирования на схеме. Проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве. Инструктор п/в объясняет, что при проезде «змейки» и развороте зависит от трех моментов: быстроты поворота рулевого колеса, плавного движения автомобиля на низшей передаче, быстрого поворота рулевого колеса в обратную сторону. Движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске. Особое внимание при трогании на подъеме следует уделять: оборотам двигателя, пользованию ручным тормозом, педалями сцепления и тормоза. Постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части. При выполнении данного упражнения особое внимание уделяем своевременному выкручиванию руля, одновременно при медленном движении задним ходом и постановки автомобиля за прерывистой линией. Въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Перед  тем   как  начать  движение, желательно нарисовать и рассмотреть  схему движения. Особое внимание обращая на момент начала вращения рулевого колеса.

Выполнение упражнения производится в следующей последовательности:

из исходного  положения начиная движение задним ходом с наблюдением за траекторией движения через заднее стекло; двигаясь медленно, за счет неполного включения сцепления; педаль сцепления до конца не отпуская, обеспечивая медленное движение; когда ваш автомобиль окажется в положении под углом в 45° к исходному положению и правую стойку вы будете видеть через заднее боковое стекло, начинаете вращать рулевое колесо в противоположную сторону; выравниваете автомобиль по центру «бокса» так, чтобы он входил строго по прямой.

Любое подруливание недопустимо, так как при движении задним ходом траектория движения задних и передних колес разная и происходит значительное уширение полосы движения. -6ч. (практическое занятие)

Тема 7. Движение с прицепом.

Особенности движения автомобиля с прицепом, зависит не только от управляющих действий водителя, но и еще от влияния его звеньев друг на друга (автомобиль-прицеп). Причем, как правило, одновременно возникают и взаимодействуют несколько факторов:

- динамические характеристики ниже из-за большей массы и возросшего сопротивления движению;

-  габаритный коридор больше;

- движение задним ходом затруднено из-за ограниченной обзорности и склонности прицепа к резкому изменению траектории движения;

- управляемость и устойчивость хуже.

Движение с прицепом: сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление; движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево; въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Трогаясь с места задним ходом при въезде в бокс необходимо повернуть управляемые колеса машины в сторону, противоположную повороту – «сломать» автопоезд. Продолжая движение, вращать рулевое колесо в сторону поворота до тех пор, пока автопоезд не начнет ехать по выбранной траектории. Когда прицеп займет нужное положение, вращать руль обратно, чтобы выровнять состав.

Особое внимание надо обращать на надежность и прочность сцепки и страховки прицепа с автомобилем.-2ч. (практическое занятие)

Раздел 2. Обучение в условиях дорожного движения.

Тема 1. Вождение по учебным маршрутам.

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта; движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).

При выполнении указанных упражнений, особое внимание учащихся обращается на правила вождения автомобиля по улицам населенного пункта с оживленным движением, на действие водителя: при проезде перекрестка, определение расстояния до приближающего транспортного средства, выдерживание дистанции, определение скорости приближающего транспортного средства, определение времени для проезда, оценка перекрестка. Необходимость и целесообразность перестроения. Действие по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения, в строгом соответствии с правилами дорожного движения и по заранее разработанному маршруту.-38ч. (практическое занятие)

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

По итогам освоения предмета слушатель должен

 знать:

 -Правила дорожного движения;

- основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа;

-нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

-основы безопасного управления транспортными средствами;

-цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";

-режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе, особенностей дорожного покрытия;

-влияния конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;

-особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

-способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

-последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;

-основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

-основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

-последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями транспортных средств;

-назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства;

-признаки неисправностей, возникающих в пути;

-меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения;

-влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;

-правила по охране труда в процессе эксплуатации транспортного средства и обращения с эксплуатационными материалами;

-основы трудового законодательства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;

-установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;

-инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;

-перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов;

-способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

-основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза;

-правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;

-правила оказания первой помощи;

-состав аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной) и правила использования её компонентов;

 

В результате освоения Образовательной программы, обучающиеся должны

уметь:

-безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях движения;

-соблюдать Правила дорожного движения;

-управлять своим эмоциональным состоянием;

-конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;

-выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства

-проверять техническое состояние транспортного средства;;

-устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства, не требующие разборки узлов и агрегатов;

-обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства, их перевозку, контролировать размещение и крепление различных грузов и багажа в транспортном средстве;

-оказывать помощь в посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

-выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;

-использовать зеркала заднего вида при движении и маневрировании;

-прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством и совершать действия по их предотвращению;                      -своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

-использовать средства тушения пожара;

-использовать установленное на транспортном средстве оборудование и приборы;

-заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации транспортного средства;

-выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

 -совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.

 

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Организационно-педагогические условия, созданные в автошколе обеспечивают реализацию образовательной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, способствуют достижению целей программы.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизиологическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность (ООО «Старт»), проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов, работающих по договору с ООО «Старт».

Обучение вождению проводится в очно-заочной форме обучения, на русском языке, вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся, в соответствии с графиком очередности обучению вождению и состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.

Под часами практического вождения понимается время работы на учебном автомобиле, которое включает, кроме движения, пояснения и демонстрационные действия мастера производственного обучения, подготовку транспортного средства к началу эксплуатации, проведение контрольного осмотра и выполнение работ по ежедневному обслуживанию.

Первоначальное обучение по учебному предмету специального цикла «Вождение транспортных средств категории «В» (с механической трансмиссией)» проводится на учебном автодроме.

К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.

Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утверждаемых директором ООО «Старт», с малой и большой интенсивностью движения. Все маршруты имеют возможность выполнения кандидатами в водители следующих заданий: проезд регулируемого перекрестка, проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог, проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог; проезд через железнодорожные пути; левые, правые повороты и разворот на перекрестках, перестроение на участке дороги, имеющий две или более полос для движения в одном направлении; обгон, движение с максимально разрешенной скоростью, проезд пешеходных переходов и остановок, маршрутных ТС; торможение и остановка при движении на различных скоростях. 

Продолжительность учебного часа практического обучения вождению составляет 1 астрономический час - 60 минут, включая время на заполнение документации и подведение итогов занятия. Максимальный объем практического вождения на одного учащегося составляет не более 10 часов в неделю.

Организация проведения занятий по практическому вождению состоит из:

- организационной части: проверка наличия книжки по вождению, визуальное определение состояния учащегося, форма одежды;

- вводный инструктаж состоит из сообщения темы и цели урока, перечисления очередности операций при выполнении того или иного упражнения;

- формирование умений и навыков: показать обучающемуся весь комплекс упражнения в три этапа: в нормальном рабочем темпе, в замедленном с пояснением и снова в нормальном рабочем темпе, далее предложить обучающемуся повторить комплекс упражнений и делать это до тех пор пока обучающийся не усвоит данное упражнение;

- заключительный этап: выяснить какие трудовые действия вызывали у обучающегося особые затруднения, провести разбор урока и указать на недостатки, выставить оценку в книжке по вождению.

На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) имеет при себе документ на право обучения вождению транспортного средства соответствующей категории, подкатегории, а так же удостоверение на право управления транспортным средством, соответствующей категории, подкатегории, путевой лист с отметками о прохождении предрейсового медицинского осмотра и предрейсового технического осмотра транспортного средства.

·         Ежедневный выпуск на линию транспортных средств и возвращение с маршрута осуществляет механик-сотрудник автошколы, прошедший соответствующее обучение и назначенный директором ООО «Старт».

·         Проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров осуществляется по договору с организацией, имеющей соответствующую лицензию на осуществление данного вида деятельности.

·         Все транспортные средства автошколы застрахованы в соответствии с действующим Законодательством.

В качестве тренажера используется учебное транспортное средство, которое соответствует материально-техническим условиям.

Кадровые условия. Мастер производственного обучения должен удовлетворять требованиям профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2018г. № 603н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 2018г., регистрационный № 52440), иметь водительское удостоверение на право управления ТС соответствующей категории (подкатегории), имеет документ, подтверждающий о повышении квалификации (не реже, чем один раз в три года).

В процессе освоения предмета используются традиционные методы обучения: лекции, практические занятия (тесты, индивидуальная, групповая работа); современные образовательные технологии: работа в малых группах, анализ ситуационных задач.

Информационно-методические условия реализации  программы предмета:

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа учебного предмета;

- методические материалы и разработки;

- график учебного вождения;

- схемы учебных маршрутов.

Материально-технические условия реализации программы предмета:

1.) Учебные транспортные средства категории «В» автошколы ООО «Старт» представлены 4 учебными механическими транспортными средствами и прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг., оборудованных и зарегистрированных в установленном порядке.

Транспортное средство, используемое для обучения вождению с прицепом, представлено механическим транспортным средством с механической трансмиссией, с установленным прицепным устройством, зарегистрированном в установленном порядке.

Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:

;           3 = (57 х 111 / 7.2 х 24,5 х 12) + 1     Nтс = 4ед тр.ср.

где:  Nтс - количество автотранспортных средств;

Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;

К - количество обучающихся в год;

t - время работы одного учебного транспортного средства;

24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;

12 - количество рабочих месяцев в году;

1 - количество резервных учебных транспортных средств.

Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.

Механические транспортные средства, используемые для обучения вождению,  оборудованы дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).

Механическое транспортное средство, используемое для сдачи экзаменов по вождению в ГИБДД, оборудовано аппаратно- программным комплексом (АПК) аудио/видео наблюдения.

2.) Учебный автодром автошколы ООО «Старт» площадью 0,5 га в собственности, предназначен для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемый для выполнения учебных заданий, предусмотренных образовательной программой имеет: установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения вождению и проведения квалификационного экзамена, и лиц непосредственно задействованных в проведении квалификационного экзамена, согласно п.2 Требований к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители, прилагаемых к Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, Утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (Собрание законодательства РФ,2014, № 44, ст. 6063; 2019, № 52, ст. 7974 (далее – Требования к техническим средствам контроля).

Все зоны испытательных упражнений автодрома  имеют однородное асфальтное покрытие обеспечивающие безопасные условия движения. В зоне движения транспортных средств не допускается наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству автодрома согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля. На участках предназначенных для движения транспортных средств, предусмотрен водоотвод. Проезжая часть должна быть горизонтальной с максимальным продольным уклоном не более 100 промилле согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля. 

Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не ниже 0,3 при его измерении измерительным колесом стандартным с покрышкой с протектором без рисунка в соответствии с пунктом 5.2.2 Национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ГОСТ Р 50597-2017, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017г. № 1245-ст (М., Стандартинформ, 2017).

Наклонный участок имеет продольный  уклон 14 % включительно относительно поверхности автодрома.

Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.

При снижении естественной освещенности до 20 люксов должны использоваться наружные осветительные установки согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля. Освещение на автодроме не предусмотрено, в связи с этим первоначальное обучение вождению на автодроме проводится только в дневное время суток (зимний период с 9.00 до 16.00),.

Автодром, кроме того, оборудован средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

3.)  Основные источники:

1. Федеральный закон от 10.01.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

3. Федеральный закон от 25.04.1995 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО)

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 г. №125-ФЗ

6. Гражданский кодекс российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ.  

7. Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Советов Министров – Правительство Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения»).

Дополнительные источники:

8.Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения. – М.: Мир автокниг, 2008г.; Сборник нормативно-правовых документов по обеспечению безопасности дорожного движения: Водитель, автомобиль, дорога: Том 1. Водитель / (В.Д. Кондратьев, Б.М.Савин, А.М.Сторожев. – М . : Автополис-плюс, 2007г.);

10..Ваганов В.И, Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств Москва, «Транспорт»,1990г

11.  Назаров Г. Самоучитель по вождению автомобиля Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.;

12. Яковлев В.Ф.Учебник по вождению легкового автомобиля Москва, «Третий Рим», 2012г. (комплект – 2 шт.);

13. Шельмин Е. Курс вождения автомобиля Санкт-Петербург, «Питер», 2013 г.

14. Сеть интернет.

      6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Оценка результатов освоения программы предмета «Вождение ТС категории «В» (с механической трансмиссией)» осуществляется в форме текущего контроля промежуточной аттестации (зачета) и итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена.

Текущий контроль осуществляется мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся, в процессе изучения ими каждого упражнения с выставлением оценок в индивидуальной «Книжке учета вождения».

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета на автодроме после выполнения программы, предусмотренной на первоначальное обучение. Мастер может находиться как в учебном автомобиле, так и вне его.

Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

Итоговая аттестация. Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории «В» на автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории «В» в условиях дорожного движения.

Выполнение контрольных упражнений при проведении промежуточной и итоговой аттестации оцениваются по пятибальной системе, и выставляются в «Журнале учета успеваемости».

         Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Учебно-методические материалы представлены:

  1. Примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденная приказом Минобрнауки России от 08.11.2021  № 808;
  2. Программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной директором ООО «Старт»;
  3. Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса ООО «Старт», утвержденными директором;
  4. Материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся,  утвержденными директором ООО «Старт».

 

 

         

 

 

 

 

Программа составлена на основе: Примерных программ подготовки и переподготовки водителей АМТС.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа специального цикла учебного предмета «Вождение транспортных средств категории "B"(с автоматической трансмиссией)» предназначена для реализации требований примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021, N 49, ст. 8153) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) (далее - Федеральный закон об образовании), пунктом 2 Правил разработки рабочих программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, № 52, ст. 8305), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59784), Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090 (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993г, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства РФ, 2021, № 2, ст. 465) (далее - Правила дорожного движения). Приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», зарегистрирован в Минюсте России от 10.03.2022г. № 67672.

 Целью изучения учебного предмета «Вождение транспортных средств категории "B" (с автоматической трансмиссией)» является обучение безопасным приемам вождения автомобиля в реальных дорожных условиях,  применение полученных теоретических знаний на практике.

    Задачи учебного предмета:

1.Научить безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) с автоматической трансмиссией в различных условиях движения;

2.Соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств) с автоматической трансмиссией.

Содержание Рабочей программы специального цикла учебного предмета «Вождение транспортных средств категории "B"(с автоматической трансмиссией)» представлено пояснительной запиской, общей характеристикой предмета, тематическим планом, содержанием предмета с распределением учебных часов по разделам и темам,  условиями реализации предмета, промежуточной и итоговой аттестациями, планируемые результаты освоения предмета, учебно-информационными источниками.

Учебный предмет  «Вождение транспортных средств категории "B"(с автоматической трансмиссией)» проводится вне сетки учебного времени и состоит из двух разделов, курс рассчитан на 55 часов, из которых 54 часа практического обучения, 1 час промежуточной аттестации.

Занятия по практическому вождению автомобиля проводятся на учебном автодроме и в реальных дорожных условиях. Для обучения вождению используется учебная литература, методические разработки, а также компьютерные технологии. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.

2.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                                                                                                       Таблица 16.

Наименование разделов и тем

Количество часов практического обучения

Раздел 1.Первоначальное обучение вождению

Тема 1. Посадка, пуск двигателя, действия органами управления, при увеличении и уменьшении скорости движения, остановка, выключение двигателя.

2

Тема 2. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения

2

Тема 3. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода

2

Тема 4. Движение задним ходом

2

Тема 5. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование

6

Тема 6. Движение с прицепом *

2

Промежуточная аттестация

1

Итого по разделу

17

Раздел 2. Обучение вождению в условиях дорожного движения

Тема 1. Вождение по учебным маршрутам **

38

Итого по разделу

38

Итого

55

Примечание:

*Обучение проводится по желанию обучающегося. Часы могут распределяться на изучение других тем по разделу. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

**Для обучения вождению в условиях дорожного движения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, утверждаются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Первоначальное обучение вождению.

Тема 1. Посадка, пуск двигателя, действия органами управления при увеличении и уменьшении скорости движения, остановка, выключение двигателя.

Посадка, пуск двигателя, действия органами управления при увеличении и уменьшении скорости движения, остановка, выключение двигателя: ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства; регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности; действия органами управления подачей топлива, рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; отработка приемов руления; действия при пуске и выключении двигателя; действия при увеличении и уменьшении скорости движения; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, увеличении и уменьшении скорости движения, остановке, выключении двигателя. 2 часа. (практическое занятие)

Тема 2. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения: начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения. 2 часа. (практическое занятие)

Тема 3. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; движение по прямой, снижение скорости, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода. 2 часа. (практическое занятие)

Тема 4. Движение задним ходом.

Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, начало движения вперед; движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, начало движения вперед. 2 часа. (практическое занятие)

Тема 5. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). 6 часов. (практическое занятие)

Тема 6. Движение с прицепом.

Движение с прицепом: сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление; движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево; въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). 2 часа. (практическое занятие)

Раздел 2. Обучение в условиях дорожного движения.

Тема 1. Вождение по учебным маршрутам.

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта; движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости). 38 часа. (практическое занятие)

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

По итогам освоения предмета слушатель должен

 знать:

-Правила дорожного движения;

- основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа;

-нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

-основы безопасного управления транспортными средствами;

-цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";

-режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе, особенностей дорожного покрытия;

-влияния конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;

-особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

-способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

-последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;

-основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

-основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

-последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями транспортных средств;

-назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства;

-признаки неисправностей, возникающих в пути;

-меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения;

-влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;

-правила по охране труда в процессе эксплуатации транспортного средства и обращения с эксплуатационными материалами;

-основы трудового законодательства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;

-установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;

-инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;

-перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов;

-способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

-основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза;

-правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;

-правила оказания первой помощи;

-состав аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной) и правила использования её компонентов;

 

В результате освоения Образовательной программы, обучающиеся должны

уметь:

-безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях движения;

-соблюдать Правила дорожного движения;

-управлять своим эмоциональным состоянием;

-конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;

-выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства

-проверять техническое состояние транспортного средства;;

-устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства, не требующие разборки узлов и агрегатов;

-обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства, их перевозку, контролировать размещение и крепление различных грузов и багажа в транспортном средстве;

-оказывать помощь в посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

-выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;

-использовать зеркала заднего вида при движении и маневрировании;

-прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством и совершать действия по их предотвращению;                      -своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

-использовать средства тушения пожара;

-использовать установленное на транспортном средстве оборудование и приборы;

-заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации транспортного средства;

-выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

 -совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.

 

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Организационно-педагогические условия, созданные в автошколе обеспечивают реализацию образовательной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, способствуют достижению целей программы.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизиологическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность (ООО «Старт»), проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов, работающих по договору с ООО «Старт».

Обучение вождению проводится в очно-заочной форме обучения, на русском языке, вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся, в соответствии с графиком очередности обучению вождению и состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.

Под часами практического вождения понимается время работы на учебном автомобиле, которое включает, кроме движения, пояснения и демонстрационные действия мастера производственного обучения, подготовку транспортного средства к началу эксплуатации, проведение контрольного осмотра и выполнение работ по ежедневному обслуживанию.

Первоначальное обучение по учебному предмету специального цикла «Вождение транспортных средств категории «В» (с автоматической трансмиссией)» проводится на учебном автодроме.

К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.

Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утверждаемых директором ООО «Старт», с малой и большой интенсивностью движения. Все маршруты имеют возможность выполнения кандидатами в водители следующих заданий: проезд регулируемого перекрестка, проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог, проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог; проезд через железнодорожные пути; левые, правые повороты и разворот на перекрестках, перестроение на участке дороги, имеющий две или более полос для движения в одном направлении; обгон, движение с максимально разрешенной скоростью, проезд пешеходных переходов и остановок, маршрутных ТС; торможение и остановка при движении на различных скоростях. 

Продолжительность учебного часа практического обучения вождению составляет 1 астрономический час - 60 минут, включая время на заполнение документации и подведение итогов занятия. Максимальный объем практического вождения на одного учащегося составляет не более 10 часов в неделю.

Организация проведения занятий по практическому вождению состоит из:

- организационной части: проверка наличия книжки по вождению, визуальное определение состояния учащегося, форма одежды;

- вводный инструктаж состоит из сообщения темы и цели урока, перечисления очередности операций при выполнении того или иного упражнения;

- формирование умений и навыков: показать обучающемуся весь комплекс упражнения в три этапа: в нормальном рабочем темпе, в замедленном с пояснением и снова в нормальном рабочем темпе, далее предложить обучающемуся повторить комплекс упражнений и делать это до тех пор пока обучающийся не усвоит данное упражнение;

- заключительный этап: выяснить какие трудовые действия вызывали у обучающегося особые затруднения, провести разбор урока и указать на недостатки, выставить оценку в книжке по вождению.

На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) имеет при себе документ на право обучения вождению транспортного средства соответствующей категории, подкатегории, а так же удостоверение на право управления транспортным средством, соответствующей категории, подкатегории, путевой лист с отметками о прохождении предрейсового медицинского осмотра и предрейсового технического осмотра транспортного средства.

·         Ежедневный выпуск на линию транспортных средств и возвращение с маршрута осуществляет механик-сотрудник автошколы, прошедший соответствующее обучение и назначенный директором ООО «Старт».

·         Проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров осуществляется по договору с организацией, имеющей соответствующую лицензию на осуществление данного вида деятельности.

·         Все транспортные средства автошколы застрахованы в соответствии с действующим Законодательством.

В качестве тренажера используется учебное транспортное средство, которое соответствует материально-техническим условиям.

Кадровые условия. Мастер производственного обучения должен удовлетворять требованиям профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2018г. № 603н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 2018г., регистрационный № 52440), имеют документ на право обучения вождению и соответствующее водительское удостоверение, а также документ, подтверждающий повышение квалификации (не реже, чем один раз в три года).

Информационно-методические условия реализации  программы предмета:

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа учебного предмета;

- методические материалы и разработки;

- график учебного вождения;

- схемы учебных маршрутов

Материально-технические условия реализации программы предмета:

1.) Расчет количества необходимых транспортных средств с автоматической трансмиссией осуществляется по формуле:

;         3 = (55 х 111 / 7.2 х 24,5 х 12) + 1     Nтс = 4ед тр.ср.

 где:  Nтс - количество автотранспортных средств;

Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;

К - количество обучающихся в год;

t - время работы одного учебного транспортного средства;

24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;

12 - количество рабочих месяцев в году;

1 - количество резервных учебных транспортных средств.

Транспортные средства с автоматической трансмиссией, используемые для обучения вождению,  оборудованы дополнительными педалями тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).

2.) Учебный автодром автошколы ООО «Старт» площадью 0,5 га в собственности, предназначен для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемый для выполнения учебных заданий, предусмотренных образовательной программой имеет: установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения вождению и проведения квалификационного экзамена, и лиц непосредственно задействованных в проведении квалификационного экзамена, согласно п.2 Требований к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители, прилагаемых к Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, Утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (Собрание законодательства РФ,2014, № 44, ст. 6063; 2019, № 52, ст. 7974 (далее – Требования к техническим средствам контроля).

Все зоны испытательных упражнений автодрома  имеют однородное асфальтное покрытие обеспечивающие безопасные условия движения. В зоне движения транспортных средств не допускается наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству автодрома согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля. На участках предназначенных для движения транспортных средств, предусмотрен водоотвод. Проезжая часть должна быть горизонтальной с максимальным продольным уклоном не более 100 промилле согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля. 

Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не ниже 0,3 при его измерении измерительным колесом стандартным с покрышкой с протектором без рисунка в соответствии с пунктом 5.2.2 Национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ГОСТ Р 50597-2017, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017г. № 1245-ст (М., Стандартинформ, 2017).

Наклонный участок имеет продольный  уклон 14 % включительно относительно поверхности автодрома.

Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.

При снижении естественной освещенности до 20 люксов должны использоваться наружные осветительные установки согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля. Освещение на автодроме не предусмотрено, в связи с этим первоначальное обучение вождению на автодроме проводится только в дневное время суток (зимний период с 9.00 до 16.00),

Автодром, кроме того, оборудован средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

3. ) Основные источники:

1. Федеральный закон от 10.01.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

2.Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

3.Федеральный закон от 25.04.1995 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО)

4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ

5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 г. №125-ФЗ

6.Гражданский кодекс российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ.  

7.Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Советов Министров – Правительство Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения»).

Дополнительные источники:

8.Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения. – М.: Мир автокниг, 2008г.;

9.Сборник нормативно-правовых документов по обеспечению безопасности дорожного движения: Водитель, автомобиль, дорога: Том 1. Водитель / (В.Д. Кондратьев, Б.М.Савин, А.М.Сторожев. – М . : Автополис-плюс, 2007г.);

10..Ваганов В.И., Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств Москва, «Транспорт»,1990г:

11.  Назаров Г. Самоучитель по вождению автомобиля Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.;

12. Яковлев В.Ф. Учебник по вождению легкового автомобиля Москва, «Третий Рим», 2012         г. (комплект – 2 шт.);

13. Шельмин Е. Курс вождения автомобиля Санкт-Петербург, «Питер», 2013 г.

14. Сеть интернет.

      6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Оценка результатов освоения программы предмета «Вождение ТС категории «В» (с автоматической трансмиссией)» осуществляется в форме текущего контроля промежуточной аттестации (зачета) и итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена.

Текущий контроль осуществляется мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся, в процессе изучения ими каждого упражнения с выставлением оценок в индивидуальной «Книжке учета вождения».

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета на автодроме после выполнения программы, предусмотренной на первоначальное обучение. Мастер может находиться как в учебном автомобиле, так и вне его.

Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

Итоговая аттестация. Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории «В» на автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории «В» в условиях дорожного движения.

 Выполнение контрольных упражнений при проведении промежуточной и итоговой аттестации оцениваются по пятибальной системе, и выставляются в «Журнале учета успеваемости».

        Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.

      При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Учебно-методические материалы представлены:

  1. Примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденная приказом Минобрнауки России от 08.11.2021  № 808;
  2. Программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной директором ООО «Старт»;
  3. Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса ООО «Старт», утвержденными директором;
  4. Материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся,  утвержденными директором ООО «Старт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО Старт

Навигация по сайту


Основные сведения


Структура и органы управления


Документы


Образование


Руководство и педсостав


Материальное техническое обеспечение и Финансово хозяйственная деятельность


Платные образовательные услуги и виды материальной поддержки


Вакантные места для приема